Час общения "семья - колыбель личности"

УО « Мозырский государственный профессиональный лицей геологии»









Преподаватель:
       Бохонко Н.П.






Час общения: "Семья колыбель личности"
Коли семья вместе, то и душа на месте.
Русская пословица.
Цели:
·         Расширить знания о семье как социальной единице.
·         Заставить учащихся задуматься о семейных ценностях, настоящих и мнимых.
·         Воспитывать уважение, любовь к своим близким.
·         Подготовить учащихся к созданию будущей семьи.
Мотивация:
Как известно, семья – начало всех начал. В кругу родных и близких ребенок произносит первое слово, делает первые шаги. Младший школьник еще тесно связан с домом, семьей. Но как только ребенок взрослеет, мир его расширяется: школа, друзья, спортивная секция, клуб. Старшеклассник уже не чувствует той тесной кровной связи с семьей, какая была прежде. Зачастую он смотрит на дом как на помещение, в котором его накормят, оденут, дадут ночлег. Мы, учителя, часто слышим от родителей старшеклассников: он живет своей жизнью, мы ему не нужны, помогите наладить контакт с сыном. Вот поэтому назрела необходимость поговорить с ребятами о главной ценности в их жизни, которую они еще не осознают,– семье.
Оборудование:  выставка книг, семейные фотографии.
Понятия: семья, функции семьи, семейные роли, ценность семьи
Ход беседы
1. Вступительное слово
Да, так уж устроено у людей,
Хотите вы этого, не хотите ли,
Но только родители любят детей
Чуть больше, чем дети родителей.
И все же – не стоит детей корить,
Ведь им не всегда щебетать на ветках.
Когда-то им малышей растить,
Все предчувствовать и пережить,
И побывать и в «стариках» и в «предках».
Э.Асадов.
– Да, рано или поздно, в зрелом возрасте и не очень, с одобрения родителей или без него, люди создают семью. Какой она будет: счастливой или не очень, шумной или нет, богатой или бедной, участливой или безучастной,– покажет время. Сегодня мы поговорим о том, какой должна быть семья, чтобы человек был счастлив.
2. Историческая справка
Семья возникла еще во времена неолита. Конечно, она была мало похожа на современную, но человечество к этому времени уже «осело» на одном месте, и у него появился дом. Каждая цивилизация вносила свои коррективы в понятие «семья». В Древней Греции и Древнем Риме семья была моногамна. Государство регулировало семейные отношения (бракосочетание, развод, рождение детей). Кстати, многие семейные ритуалы, известные нам сегодня, берут начало в древности. Так, спартанский жених должен был украсть невесту. В Древнем Риме семьи часто устраивали семейные обеды, когда за большим столом собиралась вся фамилия: отец, мать, их дети и их семьи. На Руси семью издавна берегли и почитали. Семейное воспитание корнями уходит в христианство. В «Поучении Владимира Мономаха» говорится: «Старых чти как отца и мать, а молодых как братьев».
3. Филологическая справка
– Слово «семья» восходит к корню «сем», имеющему отношение к семени и продолжению рода, то есть рождению и воспитанию детей, которое традиционно считается основным предназначением семьи. Латинское слово «фамилия» – «общее имя для членов семьи». Семья бывает:
·         Полная (2 родителя)
·         Неполная (1 родитель)
·         Простая (одно поколение)
·         Сложная (несколько поколений)
·         Моногамная (2 партнера)
·         Полигамная (несколько партнеров)
·         Авторитарная (господство одного из супругов)
·         Эгалитарная (равенство супругов)
Задания:
– Подберите  рифмы: семья –друзья –моя –родня…
– Вспомните семьи из истории и литературы (2 команды: кто больше)
4. А какие ассоциации у вас вызывает слово «семья»?
(по цепочке – одно – два слова).  Вот примеры: любовь, забота, уважение, взаимопонимание, взаимопомощь, единое целое,  мир, покой, тепло, очаг, своя история, дом, род, династия. Все эти слова можно выписывать на доске.
5. Какова ваша семья? 
6. Как складываются отношение в вашей семье
Создать семью нелегко, а сохранить – еще труднее. Конфликты неизбежны. Как их нужно разрешать? Назовите основные трудности, с которыми сталкивается человек, играющий ту или иную роль
7. Работа в парах
Выработайте правила общения  между людьми, играющими данные семейные роли: «ребенок – родитель», «муж – жена», «бабушки, дедушки – внуки», «старший – младший».
Перечислите наиболее важные, на ваш взгляд, функции семьи (не более 5). Например, воспроизводство населения, воспитательная функция, хозяйственно-бытовая…
8. Конкурс «Угадай пословицу»
– А теперь обратимся к народной мудрости.
Ребята зачитывают заготовленные дома пословицы. (одна группа инсценирует, а вторая – угадывает пословицу).
9.– Итак, взаимоотношения в семье непросты. Вы побывали и в роли ребенка, и в роли родителя. Чтобы в семье царили мир и согласие, нужно соблюдать законы семьи
Законы семьи:
·         Уважение к каждому члену семьи
·         Помощь друг другу, взаимопонимание
·         Любовь
– Законы должны устраивать каждого, а не ущемлять права отдельных ее членов.
10. Заповеди семьи:
·         Храни честь семьи
·         Дари близким радость
·         Будь внимательным и чутким к своим близким
·         «Понимание – начало согласия» (Спиноза)
11. Родословное древо моей семьи
Учащиеся рассказывают о своей семье, комментируют изображенное древо. Главное в этом задании: что нового я узнал о своей семье?
12.– Семья – это маленькое государство. А у государства должен быть герб.
Учащиеся делятся на 4 команды и в течение 5-7 минут рисуют герб семьи с учетом всех знаний, полученных на уроке.
Учащийся:
Что может быть семьи дороже?
Теплом встречает отчий дом,
Здесь ждут тебя всегда с любовью
И провожают в путь с добром!
Отец и мать, и дети дружно
Сидят за праздничным столом,
И вместе им совсем не скучно,
А интересно вчетвером.
Малыш для старших как любимец,
Родители – во всем мудрей,
Любимый папа – друг, кормилец,
А мама ближе всех, родней.
Любите и цените счастье!
Оно рождается в семье,
Что может быть ее дороже
На этой ласковой земле!
13. Рефлексия
– Прикрепите сердечки рядом с теми понятиями, которые вам ближе всего:
·         Семья – это самое главное в жизни человека.
·         Семья – это дом, крепость, тыл.
·         Семья – это союз единомышленников и близких людей.
·         Семья – это моя гордость.


Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Лабораторно-практическая работа №3 по учебному предмету "Оборудование швейного оборудования"

Лабораторно-практическая работа №2 по учебному предмету "Оборудование швейного производства2

Лабораторно-практическая работа №4 по учебному предмету "Оборудование швейного оборудования"