Памятка
для кураторов, мастеров производственного обучения,
воспитателей

для успешной адаптации учащихся

1.              Воспитывать у каждого учащегося чувство социальной ответственности не только перед обществом, но и перед самим собой.
2.              Проводить информационно-воспитательные часы, посвященные проблеме «Учись учиться».
3.              Использовать в организационно-воспитательной работе методику коллективных творческих дел.
4.              Проводить дискуссии, диспуты, деловые игры.
5.              Успешной адаптации содействуют внимательные, теплые отношения к каждому учащемуся.
6.              Учащимся с трудностями в адаптации предлагать конкретные задания по подготовке и участию в коллективных творческих делах.
7.              Держаться с учащимися с завышенной самооценкой следующей тактики: сдержанная похвала при успехах, достижениях; параллельное открытое признание успехов других учащихся группы; в индивидуальных беседах подводить учащегося к сопоставлению самооценки своего поведения, своих способностей с оценками тех, кто его окружает.
8.              Тактика в отношении учащихся с низкой самооценкой: организовывать общение с этими учащимися на личном уровне; не сопоставлять и не сравнивать их с другими учащимися группы; стимулировать их желание учится через успешные ответы в сравнении с менее успешными.
9.              В случае если причиной трудности в социальной адаптации учащегося являются отрицательные качества его личности, необходимо определить их, и в процессе индивидуальной работы подвести учащегося к осознанию необходимости изменить некоторые свои привычные формы поведения или стиль отношений с теми, кто его окружает.
10.         Если эмоциональная возбудимость, тревога вызваны неудачами в учебе, договориться с преподавателями об использовании в отношении этих учащихся «оберегающей» педагогики.
11.         При тревоге, связанной с ситуацией разрыва с привычным окружением, уделить этим учащимся больше внимания, проявить отзывчивость и ласку, придать личностному общению более эмоциональный характер 


         В жизни каждого человека бывают моменты, когда он переходит из одной социальной среды в другую. В таких ситуациях наиболее актуальным, наиболее интересным представляется вопрос об адаптации индивида к новым условиям. Особенно важно ее изучение на переломных возрастных этапах, ведь именно в новых социальных условиях очень ярко проявляются индивидуальные качества личности.
         Социальная адаптация – это приспособление личности к характеру отдельных воздействий или к изменившимся условиям жизни в целом.
         Учебная дезадаптация – это отклонение в учебной деятельности, проявляющееся в виде затруднений в учении, нарушений дисциплины, конфликтов с однокурсниками и преподавателями.
         Психогенные реакции учащихся, возникающие в связи с трудностями в учебе:
·        неадекватные реакции на проблемы и стрессы, связанные с нарушением поведения;
·        возникновение глубинных внутренних конфликтов с окружающими;
·        резкий спад интереса к учебе;
·        повышенная и высокая тревожность;
Причины возникновения психической учебной дезадаптации:
1.     Недоучет индивидуальных, возрастных особенностей.
2.     Недоучет субъективных переживаний самих ребят, ведь «безобъектные» формы тревоги являются самыми опасными с точки зрения психического здоровья подростков. Преподаватель часто видит подростка только в качестве учащегося (знает или не знает учебный материал, успевает либо не успевает). А что чувствует тот или иной учащийся? По каким причинам он знает или не знает, успевает или не успевает? На это часто внимание не обращается.
3.     Неспособность ребенка произвольно управлять своим поведением, вниманием, прикладывать волевые усилия. Возникает «учебная абуляция», т. е. состояние, при котором учебное действие выполняется не по собственной инициативе, а в результате внешней стимуляции.
4.     Неумение приспособиться к темпу учебной деятельности. Как правило, это встречается у соматически ослабленных учащихся и учащихся со слабым типом высшей нервной деятельности (меланхоликов, флегматиков).
5.     Социальный статус ребенка в коллективе (его отношения с однокурсниками, со сверстниками).
6.     Характер отношения к учащимся значимых взрослых. Значимыми людьми у подростков являются сверстники, родители, преподаватели. Если здесь возникают проблемы, то они воспринимаются как неразделимые. В результате снижается самооценка, и закрепляются дезадаптивные формы поведения.
Одной из форм адаптации является тревожность.
Тревожность – склонность человека переживать самые различные ситуации, как чем-то ему угрожающие, и испытывать при этом неопределенный страх и беспокойство, не направленные на какой-то определенный предмет или явление.
Тревожность выше тогда, когда учащийся больше думает о возможной личной неудаче в ответственных делах, чем о самом деле; когда ему характерно стремление к избеганию различных жизненных ошибок, даже незначительных, склонность проверять неоднократно результаты своих действий; когда неуверен в себе и своих действиях, легче впадает в уныние, более мнителен, склонен заблаговременно выполнить задания, повышенная ответственность и даже известное «занудство» при общественных поручениях.
Несоответствие предъявляемых учебным заведением требований реальным возможностям ребенка вносит изменения в эмоциональную сферу, вызывает состояние затянувшегося стресса; оказывает влияние на формирование сферы учащегося, отрицательно сказывается на здоровье.
    


Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Лабораторно-практическая работа №3 по учебному предмету "Оборудование швейного оборудования"

Лабораторно-практическая работа №2 по учебному предмету "Оборудование швейного производства2

Лабораторно-практическая работа №4 по учебному предмету "Оборудование швейного оборудования"