Групповое занятие "Жизнь прекрасна"

Групповое занятие по теме: «Жизнь прекрасна»

Цель: профилактика суицида; развить ответственность за свои поступки и решения; воспитать умение слушать других.
Задачи:
1. Выявить общие и индивидуальные проблемы возраста.
2. Помочь осознать особенности своего возраста, сопоставить свой жизненный опыт с опытом сверстников.
3. Помочь сформировать активную жизненную позицию, развитие саморефлексии.

Ход занятия

I. Теоретический материал для педагога-психолога

Подростки полностью осознают неизбежность и окончательный характер смерти. Подросток имеет моральное и экзистенциальное отношение к смерти. Подросток уже полностью может отличить «Я» от реальности. Он уже способен понять существующие в обществе концепции смерти. Подросток может относиться к смерти спокойно и трезво как к естественному концу жизни. В других случаях он может занимать явную защитную позицию, представляя, например, суицид как возможность наказать родителей или жертву ради высокой идеи.
В чем же причины возникновения суицидальных желаний у детей? Прежде всего, это крайне низкая самооценка и недостаточная любовь к себе, что, в свою очередь, обусловлено дефицитом любви со стороны родителей. Подростки чаще всего связывают свои проблемы с семьей, школой, изучаемой профессией, расставанием с другом или подругой, насилием, наркотиками. Причинами, которые могут привести подростка к желанию покончить жизнь самоубийством, могут быть несчастная любовь, болезнь, плохие оценки в школе. Конечно же, есть и более глубокие причины, которые при определенном поводе могут привести к угрожающим жизни кризисам. В основном подростка мучают вопросы: “Кто я?” “Каким я должен быть?” “Кем меня считают?” Если у подростков нет положительного отношения к себе, они не ценят в достаточной мере жизнь и готовы с ней расстаться. Чувство покинутости и обиды, ощущение беспомощности заставляют их стремиться только к одному – чтобы это, наконец, закончилось.
Необходимо различать между суицидальными попытками, которые часто направлены на привлечение внимания к себе, и завершенными суицидальными действиями. Суицидальные попытки совершают или грозят совершить чаще всего подростки, причем девушки в возрасте от 14 до 17 лет совершают попытки самоубийства или собираются это сделать в три раза чаще, чем юноши того же возраста. В то же время, две трети от общего количества реально совершенных самоубийств приходятся на юношей.
Каждая попытка самоубийства имеет свои причины, свою историю, в которой задействованы многие люди. При этом агрессия и злость направляются уже не во вне против других людей, а во внутрь - против самого себя.

II. Практическая часть работы с учащимися

Все страшные случаи происходят не потому что у подростков и юношей слабая психика, а потому что современные молодые люди не умеют принимать решения в сложных ситуациях, не умеют нести ответственность за свой выбор, не умеют признать ошибку и исправить ее.
Следовательно, чтобы предотвратить суицидальные случаи работа с подростками и юношами должна свестись к развитию перечисленных компонентов психики личности.
Упражнение 1
Дайте определение – что же такое жизнь на ваш взгляд.
Перечислите достоинства жизни
 Упражнение 2. Делай осторожно выбор и тщательно обдумывай решения
10 минут — обзор идей о необ­ходимости следовать положительному примеру сверстни­ков и старших.
5 минут — поговорить о том, что каждому в жизни неоднократно приходится делать выбор. Чтобы сделать вы­бор, необходимы размышления и уверенность в себе. Что­бы чувствовать себя уверенно, нужна высокая самооценка.
Самые разные проблемы затрагивают наших детей. Старшие дети могут решать: прогуливать или ходить в школу; делать или не делать домашние задания; занять­ся работой по дому или смотреть телевизор; болтать или работать в школе; вставать рано или валяться в постели, идти пешком или ехать на автобусе; завтракать или нет. Начиная с простейших и кончая сложнейшими пробле­мами, все решения, которые могут принять дети, обеспе­чивают их независимость, самоценность и ответственность.
Желательно обеспечивать детям возможности делать выбор для того, чтобы у них накапливался опыт при­нятия обдуманных решение, после которых они испыты­вали бы чувство гордости за достигнутое.
Давайте вместе подумаем, какие этапы необходимо учитывать при принятии решения.
Этапы решения проблемы:
1)  В чем суть проблемы?
2) Возьмите "тайм-аут". Какие существуют возмож­ности? Что вы можете изменить?
3)  С кем вы можете обсудить положение?
4)  Выработайте совместно с кем-нибудь план действий или линию поведения.
5) В чем преимущества этого плана? В чем его сла­бые стороны или в чем заключается риск?
6)  Примите этот план или обдумайте другие возмож­ности.
7)  Как сработал этот план? Нужно ли придумать что-нибудь еще?
  "Нет выбора" — это тоже решение. Детям не следу­ет учиться выбирать уклонение от решения за исклю­чением тех случаев, когда "отсутствие выбора" является само по себе осознанным решением. С укреплением уверенности в себе вырастает желание брать на себя риск, связанный с принятием решения. Детям можно напоминать о необходимости принимать решения и в связи с тем, что сделанный выбор способствует конкрет­ным действиям. Дети могут решать, чего они хотят до­биться, но они должны также планировать, как конкрет­но они собираются достичь поставленной цели.
Некоторые решения могут быть приняты только взрос­лыми. Например, лишь они могут принять решение о разводе, вопрос о том, кому поручается опека над детьми при разводе, решается судом; взрослые принимают реше­ния,  касающиеся  образования  детей,   и  по  ряду  других вопросов.
Дети должны научиться понимать, какие решения в их компетенции, а какие — нет.
Решение проблем:
1.   Не пытайтесь разом решить всю проблему, выбе­рите часть проблемы, с которой вы можете справиться.
2.   Уделите время на обдумывание существующих воз­можностей.
3.   Обратитесь за помощью к взрослому.
4.   Мысленно проверьте возможное решение.
5.   Обдумайте достоинства и недостатки вашего реше­ния.
6.   Не забудьте подумать о том, как отразится выб­ранное вами решение на окружающих.
7.   Составьте план действий для реализации вашего решения.
Решение проблемы — упражнение 3.
Цель: помочь учащимся понять и изучить процесс решения проблем.
Расскажите учащимся об одной из следующих ситуаций:
1)                    Аня и Коля встретились случайно. Н эта случайность переросла в любовь. Отношения развивались стремительно. Все было как в сказке. Ей казалось, что он ради ее готов на все.
Вот уже неделю ее плохо. Она идет к врачу и слышит страшный диагноз «Рак молочных желез», жить осталось 6 месяцев. Что делать сказать всем, они будут переживать, сделать ничего нельзя, все будут жалеть, а на последних месяцах ей будет необходим уход. Значит обуза. И она принимает решение уйти из жизни…
2) Коля всегда был веселым парнем, но недавно в его жизни стали происходить изменения: учеба не ладится, родители не понимают, любимая девушка решила расстаться. Голова идет кругом. Что делать? Ничего не помогает. И он решается на страшный поступок: Открывает окно 12 этажа и делает последний шаг…
Используйте предложенный план "Решение проблем", записывая на доске название каждого этапа по мере того, как дети будут проходить этот этап решения про­блемы.
Упражнение 4.  Решение проблемы — ролевые игры.
Цель: показать, как ролевые игры могут помочь детям на­учиться конструктивно применять свое умение прини­мать решение. Общение со сверстниками дает возмож­ность лучше понять выбираемые варианты и их воз­можные последствия.
Назначьте ученика, который расскажет о процессе решения проблемы данной группой, будет ве­сти ролевую игру и обсуждение в группе. Каждой груп­пе предлагается проблема, которая должна быть обсуждена и решена в процессе ролевой игры. Далее будут приведены возможные варианты проблем для обсужде­ния.
1.     Бросила девушка
2.     Проблемы, топит горе в бутылке
3.     Уходом из жизни решил всех наказать.
Ведущий в каждой группе помогает провести об­суждение по следующему плану.
1)  Определите проблему.
2)  Какие существуют варианты решения?
3)  С кем можно поговорить на эту тему?
4)  Выработайте план.
5)  Каковы "за" и "против"?
6)  Испробуйте этот план. Как он сработал? Что мог­ло случиться?
После того, как каждая группа обсудила проблему и решила, как представить лучший сценарий, рассказчик, представляющий данную группу, должен сообщить о про­блеме и тех вариантах ее решения, которые обсужда­лись. Ведущий может рассказать о сценарии.
Спросите у членов группы:
1)  Как вы решали, кто будет записывать, а кто будет руководить группой?
2)  Как вы распределяли роли?
3)   Не помешала ли необходимость принимать так много решений по обсуждаемой проблеме?
4)  Как вам понравилось решать проблему вместе?
5)  Как вам понравилось исполнять различные роли?
6)   Помогло бы обсуждение "проблемы" с однокласс­никами обнаружить другие выходы из положения?
7)  Относится ли ваша "проблема" к числу тех, кото­рые могут возникнуть у кого-нибудь, кого вы знаете?
8)  Что необходимо принять во внимание, прежде чем решиться на что-нибудь?
Упражнение 5.  Ой, я сделал ошибку
Обзор материала о выборе путей решения проблем. Подчеркнуть то обстоя­тельство, что существует множество выходов даже из трудного положения.
Обосновать идею о том, что все допускают ошибки. Самое главное заключается в том, чтобы понять, что ошибка совершена и следует предпринять что-нибудь в связи с этим. Самооценка повышается в случае, если проявлено самообладание в отношении совершенной ошибки.
Упражнение 6. Учимся извиняться.
Цель: помочь детям понять, что все ошибаются, и научить их честно отвечать за свои ошибки.
Объяснить детям, что каждый человек, молодой или старый, богатый или бедный, допускает ошибки. Спроси­ть их, кто может рассказать о какой-нибудь своей ошиб­ке, совершенной в последнее время. Использовать пред­лагаемые вопросы, чтобы обсудить ошибку. Затем дать им возможность показать, как можно исправить ошиб­ку наилучшим образом, который они могут придумать.
Подумайте, в чем заключается ваша неповтори­мость, особенность. Кто назовет какое-нибудь особенное качество, присущее лично ему?
Каждый человек допускает ошибки. Кто хотел бы 1рассказать о какой-нибудь своей ошибке, допущенной в жизни?
Большинство людей считают, что важно сказать об ошибке. А вы можете признать свою ошибку и извиниться?
Как  можно без слов попросить прощения?
Это может быть оказанная помощь по дому, подарок, конфеты, особенно нежное отношение к человеку, у которого вы  хотите попросить прощения.
Разыгрывается ситуация:
1 участник девушка – она обиделась, что ее парень забыл о ее Дне Рождении
Задача 2 – попросить прощения.

III. Заключительное слово

Это все хорошо и замечательно, что хотя бы в игровой форме, на занятии можно исправить свою ошибку и попросить за нее прощения. А вы подумайте, сколько ошибок вы совершаете за свою жизнь, и как сложно бывает порой извиниться и вернуть время, что бы что-то изменить.
Жизнь второй шанс дает очень редко, поэтому чтобы ни о чем не жалеть и не совершать страшных поступков необходимо сразу к проблеме подходить с «трезвой головой».
Ведь жизнь так прекрасна и она стоит того, чтобы жить…




Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Лабораторно-практическая работа №3 по учебному предмету "Оборудование швейного оборудования"

Лабораторно-практическая работа №2 по учебному предмету "Оборудование швейного производства2

Лабораторно-практическая работа №4 по учебному предмету "Оборудование швейного оборудования"