Час общения "Только жизнь имеет смысл"

Групповая беседа по теме: «Только жизнь имеет смысл»

Цель: профилактика рискованного поведения среди учащихся
Задачи:
1.  Сформировать отношение к жизни, как к наивысшей ценности человека.
2.  Привлечь внимание участников к проблеме суицида в молодёжной среде.
3.  Познакомить участников с предостерегающими признаками суицида,
4.  Познакомить со стадиями стресса.
5.  Рассмотреть пути выходов из различных кризисных ситуаций.
Форма проведения: беседа.
Материалы   и   оборудование:  мультимедийная система.
Ход беседы:
«Если жизнь тебя обманет...»
Если жизнь тебя обманет,
не печалься, не сердись!
В день уныния смирись:
 День веселья, верь, настанет.

А.С. Пушкин


Ведущий (психолог): «Крик о помощи». Именно так называют на Западе подростковые самоубийства. Поднимая на себя руку, ребенок прибегает к последнему аргументу в споре - к такому аргументу, который, по его мнению, не может быть не услышан. Подросток добровольно уходит из жизни... Что может быть трагичней и парадоксальней. Кому; как ни подростку, жить и творить в будущем, кто как ни он - основа дальнейшей жизни на этой земле? Сколько их шало в эту бездну, где пустота, небытие...
Давайте задумаемся над одной устрашающей цифрой, к которой пришли социологи: каждый 10 старшеклассник проходит через рубеж жить или не жить. Кто-то из этих ребят только думает о самоубийстве как о возможном выходе из создавшихся в жизни проблем; кто-то пытается покончить с собой; а для кого-то эта попытка оказывается последним событием в жизни. Эта проблема достаточно серьезна, чтобы о ней задуматься.
Первый учащийся: Историческая справка
Исторически первыми формами самоубийства были так называемые «ритуальные самоубийства». Это установили археолога, изучавшие гробницы древних царей (111 тысячелетие до нашей эры, территория современного Ирака). В последний путь властителя сопровождали воины его ленной охраны, принимавшие смертельный яд и навеки застывавшие у врат Вечности.
В древней Индии жестокий обычай предписывал женщинам высших каст бросаться в погребальный костер своего мужа...
У древних кельтов, населявших во 11-1 тысячелетиях до н.э. значительную часть современной Западной и Центральной Европы, доживание до немощной старости считалось позором для воина Одряхлевшие кельтские воины бросались в пропасть со скал...
Немалую роль в широкой распространенности самоубийств в Римской империи сыграл обычай, согласно которому провинившиеся должностные лица своей добровольной смертью как бы «искупали вину», и судебное преследование уже не грозило их семьям.
С распространением христианства отношение к самоубийствам резко изменилось. Ряд других конфессий - ислам, иудаизм - также гневно осуждают самоубийство.
Ведущий (психолог): Интересно религиозное понимание проблемы, так как религия учит, что жизнь — драгоценный дар, данный человеку, самая большая ценность в этом мире.
Ведущий (психолог): Ежегодно в мире кончают жизнь самоубийством более 920 тысяч человек, из них 20 % приходится на подростковый и юношеский возраст. Число же суицидальных действий значительно больше. И исчисляется миллионами.
В последние 15-20 лет число самоубийств в возрастной группе от 15 до24 лет увеличилось в 2 раза и в ряду причин смертности во многих экономически развитых странах стоит на 2-3 месте.
Ведущий (психолог): В психологическом словаре сказано: «Суицид - акт самоубийства, совершаемый человеком в состоянии сильного душевного расстройства либо под влиянием психического заболевания; осознанный акт устранения из жизни под воздействием острых психотравмирующих ситуаций, при которых собственная жизнь как высшая ценность теряет для данного человека смысл». Что же такое травматический стресс? Каковы стадии его развития"?
Учащийся: Механизмы и проявления стресса одинаковы для взрослых и детей. Исследования знаменитого канадского физиолога Ганса Селье показали, что определенная степень стресса может играть мобилизируюшую роль и способствует приспособлению человека к изменяющимся условиям. Но если стресс силен и продолжается слишком долго, то он перегружает адаптационные возможности человека и приводит к психологическим и физиологическим «поломкам» в организме,
Г. Селье выделяет три основные стадии развития стресса (график). Первая стадия аларм-стадия, или стадия тревоги, когда происходит мобилизация адаптационных ресурсов организма На этой стадии человек находится в состоянии напряженности. Физически и психологически человек чувствует себя очень хорошо, пребывает в приподнятом настроении.
Если стрессогенный фактор слишком силен или продолжает свое действие, наступает следующая фаза - стадия резистентности, или сопротивления. На этой стадии осуществляется сбалансированное расходование адаптационных возможностей. Чувствует себя человек вполне нормально, но уже без душевного подъема, характерного для первой фазы Он как бы «вработался» и готов к более или менее длительному усилию по преодолению трудностей.
Если же стрессор продолжает действовать еще дольше, наступает третья стадия - стадия истощения. На стадии истощения энергия исчерпана, физиологическая и психологическая защиты оказываются сломленными. Человек не имеет больше возможности защищаться. Состояние третьей стадии больше похоже на «призыв о помощи», которая может прийти только извне.
Ведущий (психолог): Я предлагаю всем прослушать отрывок из письма «Даже самоубийство происходит по каким-то причинам, которые в определенный момент времени, накапливаясь, приводят человека к этому. А эти причины создают окружающие. Значит, самоубийство это тоже убийство? Только нет определенного виновного, виноваты все!».
Мнения сторон.
Ведущий (психолог): Суициды среди подростков проблема достаточно серьезная. И прежде всего давайте попытаемся понять, что толкает подростков на этот шаг.
Ответы участников круглого стола
Ведущий (психолог): Можно классифицировать мотивы и поводы суицидальных поступков на следующие группы:
1.     Личностно-семейные конфликты (несправедливое отношение со стороны
родственников и окружающих, потеря значимого «другого», одиночество,
заботы, половая несостоятельность).
2.     Состояние психического здоровья (реальные конфликты у здоровых лиц,
патологические мотивировки, обусловленные расстройствами психической
деятельности)
3.     Состояние физического здоровья (соматические заболевания, уродства).
4.     Конфликты,   связанные   с   антисоциальным   поведением   суицидента   (
опасение  судебной  ответственности,   самоосуждение  за неблаговидный
поступок).
5.     Конфликты      в      профессиональной      или      учебной      деятельности
(несостоятельность, неудачи на работе, падение престижа, несправедливые
требования).
6.     Материапьно-бытовые трудности.
7.     Другие мотивы и поводы
Таким образом, в происхождении суицидального поведения основную роль играют факторы трех типов: индивидуальные, клинические и социальные. Самая распространенная причина добровольной смерти молодых людей это безысходность, отсутствие смысла жизни. Медики, психологи называют такое состояние здорового человека, когда все вдруг кажется безнадежным и приходит к выводу о невозможности дальнейшей жизни, эффектом «суженного сознания».
В этом и заключается трагическая нелепость этих поступков. В состоянии глубокого душевного кризиса то, что нам может казаться мелочью, для человека, решавшегося на самоубийство, предстает непоправимой трагедией. Но что же такое жизнь? И что такое человек? Чем определяется наша ценность? А за что мы ценим своих друзей и близких?
Мнения участников.

Предостерегающие признаки самоубийства
Словесные предостерегающие признаки
Он или она может:
1.  Прямо и явно говорить о смерти:
-         я собираюсь умереть;
-         я не могу так жить.
2.  Косвенно намекать о своем намерении:
-         я больше не буду проблемой;
-         ничто больше не имеет значения;
-         тебе больше не придется волноваться.
3.     Много шутить на тему самоубийства
4.     Проявлять нездоровую заинтересованность вопросами смерти.
Поведенческие предостерегающие признаки
1.         Раздавать   другим   вещи,    имеющие   большую   личностную   ценность,
окончательно приводить в порядок дела, мириться с давними врагами.
2.         Демонстрировать радикальные перемены в поведении, такие как:
-         в еде - слишком много или мало есть;
-         во сне - слишком мало или много спать;
-         во внешнем виде - стать очень неряшливым;
в учебных привычках - пропускать занятия, не выполнять домашние задание,, проявлять раздражительность, угрюмость, находиться в подавленном состоянии;
-    замкнуться от друзей и семьи;
быть чрезмерно деятельным или, наоборот, безразличным к окружающему миру;
3.         Проявлять признаки беспомощности, безнадежности, отчаяния.
Ситуативные предостерегающие признаки
Может:
1.    Быть социально изолированным.
2.    Жить в нестабильном окружении, например:

-         серьезный кризис в семье - в отношениях с родителями или родителей друг с
другом;
-         алкоголизм - личная или семейная проблема,

3.    Ощущать свою отверженность или стать жертвой насилия - физического,
сексуального, эмоционального.
4.    Иметь повышенную склонность к самоубийству в силу того, что самоубийство
совершалось кем-то из друзей, родственников.
5.    Предпринимать раньше попытки самоубийства
6.    Перенести серьезную потерю (смерть, развод)
7.    Быть очень критически настроенным по отношению к себе.

Заключительный этап.
Обобщение услышанного, подведение итогов.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Лабораторно-практическая работа №3 по учебному предмету "Оборудование швейного оборудования"

Лабораторно-практическая работа №2 по учебному предмету "Оборудование швейного производства2

Лабораторно-практическая работа №4 по учебному предмету "Оборудование швейного оборудования"