Адаптационный тренинг "Давай пообщаемся"

Адаптационный тренинг "Давай пообщаемся"


Программа адаптационного тренинга

Цель программы: адаптация к обучению и успешное профессиональное становление личности учащегося.
Задачи:
1.     Оказание помощи в познании сильных и слабых сторон в себе и в других.
2.     Оптимизация процесса межличностного взаимодействия с субъектами учебно-воспитательного процесса.
3.     Развитие навыков рефлексии и обратной связи.
4.     Обучение индивидуализированным приёмам межличностного об­щения.
5.     Активизация профессионального и личностного самоопределения.
6.     Формирование направленности на дальнейшее совершествование процесса общения.
Занятие 1
Цель - знакомство группы, создание благоприятной атмосферы, определение правил работы в группе, формирование установки на взаимо­понимание и принятие других.
Вступительное слово педагога-психолога.
Ритуал встречи: учащиеся садятся на стулья, образуя тесный круг, чтобы чувствовать локоть друг друга, плечи соседей.
1.        "Твое имя"
Цель - знакомство участников группы.
Каждому участнику по кругу предлагается назвать своё имя и отве­тить на следующие вопросы:
Почему его так назвали?
Нравится ли своё имя?
Как зовут дома?
Как хотелось бы, чтобы называли в группе?
Обычно мы не задумываемся о том, что связано с нашим именем. Все­гда интересно узнать, что-то новое о нём, о других именах. Рассказывая, почему его так назвали, человек начинает раскрывать себя. Между участ­никами устанавливается чувство эмпатии, которое помогает осуществлять бесконфликтное общение.
2.        "Пингвины"
Цель - создание непринуждённой творческой атмосферы, снятие на­пряжения, развитие эмпатических навыков.
Члены группы изображают пингвинов (руки прижаты к телу, ладони отведены в стороны, передвигаются мелкими шажками). Пингвины живут на острове. На острове холодно. Пингвины хотят согреться. Самое теплое место - в центре. Они двигаются к центру, чтобы согреться. Желательно в центре побывать каждому (это не указывается, члены группы должны про­явить понимание в этом).

Правила работы в тренингах
Ведущий: "Будем считать, что наше предварительное знакомство друг с другом состоялось. А теперь я хочу вас познакомить с правилами работы в  тренингах".
1.     В тренинге создается атмосфера безопасности, чтобы участники не описались получения негативной обратной связи. Принятие друг друга - безоценочное.
2.     Соблюдение принципов конфиденциальности и откровенности.
3.     Активность каждого в работе. Этим определяется успешность и ре­зультативность работы в тренинге.
4.     Соблюдение принципа ”Здесь и теперь'’.
5.     Каждый может остановить работу, если чувствует, что его начинает что-либо травмировать.
Обычно, когда участники выскажут свои мнения по поводу целесооб­разности предложенных правил, все приходят к заключению о необходи­мости их соблюдения.
Участники начинают понимать, какая работа им предстоит, повыша­ется их заинтересованность, степень доверия друг к другу и тренеру.
С целью расширения информации о тренере, интеграции тренера в групповые процессы, оптимизации взаимоотношений в системе "тренер- группа” группе предлагается задать 10 вопросов тренеру.
После того тренер переходит к стадии более углублённого изучения личностных особенностей участников.
Цель - снятие эмоционального напряжения.
Каждый представляет себя "атомом”: круглым, лёгким, подвижным. ’’Атомы” начинают броуновское движение, беспорядочное, с лёгкими столкновениями друг с другом. Но команде ведущего "атомы” соединяют­ся в "молекулы" с таким числом атомов, которое он назовёт.
После упражнения - обсуждение: "Что я чувствовал во время упраж­нения и что я чувствую сейчас?”
Цель - расширение "Я” образа учащихся.
Все участники в течение определенного времени должны письменно ответить на вопрос "Кто Я?” при помощи 20 слов. Сюда могут входить со­циальные роли, черты личности, особенности темперамента, характера, способности, увлечения, склонности и т. д. При всей кажущейся простоте этого задания могут возникать определённые затруднения. Иногда это вызвано нежеланием раскрываться друг перед другом.
После написания можно предложить работу с полученным материа­лом. Для этого предлагается пометить знаком "+’ те качества, которые в себе принимают (положительные), и знаком те, от которых хотели бы: избавиться. Каждый зачитывает, что он написал. Участники внимательно слушают, задают вопросы по поводу личностных качеств друг друга.
Это дает возможность лучше узнать друг друга, задуматься над свои­ми особенностями, глубже вникнуть в образ "Я”.
Цель  - выработка у учащихся способности быстро адаптироваться к  изменению ситуации общения.
Учащиеся садятся на стулья в круг. Преподаватель зажигает спичку и передаёт её одному из учащихся, который в свою очередь передаёт её следующему и т. д. Тот участник, в чьих руках спичка погаснет, должен ответить на вопросы группы, представив себя в определенном эго-состоянии. Условие ставит тот, кто последний передал спичку. Как только спичка погасла, он говорит: "Ребенок”, или "Родитель”, или "Взрослый". Из этого эго-состояния участник и должен отвечать. Вопросы могут задаваться любые. Время на ответы 2-3 минуты. Затем спичка опять зажигается и уп­ражнение повторяется. В конце предлагается высказаться о своих ощуще­ниях.
6. "Каждый в своем уголке"
Цель - ориентация учащихся на процессы самоисследования и самоанализа.
Каждый учащийся берет лист бумаги и садится так, чтобы ему было удобно работать.
Ведущий: "На одной стороне листа нарисуйте 5-6 геометрических или абстрактных фигур. На второй стороне записывайте вопросы к самому себе, возникающие по ходу работы, а также фиксируйте настроение.
На рисунке с фигурами необходимо выполнить следующее:
1.                внутри каждой фигуры вписать продолжение фразы: "Я хочу, что- бы период обучения в училище...”;
2.                пронумеровать по значимости свои предложения;
3.                 ярче выделить те фигуры, где все зависит от вас;
4.                 над фигурами написать ответ на вопрос: "Кто или что может мне в этом помочь?".
Работы можно не подписывать. Позднее они будут обобщены и про­анализированы; по желанию работы будут возвращены”.
Ритуал прощания
Участники, образуя круг, соединяют руки в его центре и все вместе громко желают друг другу всего хорошего.
Занятие 2

Цель - формирование адекватного восприятия других людей, их по­ведения, ситуаций, возникающих в процессе общения, формирование групповой сплочённости.
Ритуал встречи (см. предыдущее занятие).
Рефлексия прошлого занятия. Что запомнилось? Что, может быть, удивило, было неожиданным? Что понравилось, а что нет?
Цель - приветствие учащимися друг друга, развитие адекватного вос­приятия ситуаций, возникающих в процессе общения.
Учащиеся группы по кругу здороваются фразой: "Здравствуй, ты представляешь...", описывают какой-нибудь интересный эпизод, который произошел при общении с любым человеком в их жизни.
Цель  - развитие внимания участников тренинга.
Ведущий, стоящий в центре круга, предлагает поменяться местами всем тем, кто обладает каким-то общим признаком. Этот признак он назы­вает, например: "Пересядьте все те, у кого есть сёстры" и все, у кого есть сёстры, меняются местами. При этом тот, кто стоит в центре круга, должен постараться занять освободившееся место, а кто остался без места, стано­вится ведущим.
В конце упражнения ведущий спрашивает: "Как чувствуете себя? Ка­ково настроение?" Как правило, упражнение проходит весело. Снижается напряжённость, поднимается настроение, активизируется внимание и мышление.
Цель - развитие навыков бесконфликтного общения.
Предлагается абстрактная ситуация: "Вы стоите в очереди за билетом на поезд. Остался последний билет. Вдруг какая-то девушка проходит к кассе без очереди". Учащимся раздают листки бумаги и предлагают пись­менно ответить на вопросы: "Как вы поведёте себя в данной ситуации? Ка­кой будет ваша реакция? Какие фразы вы произнесёте?" Учащиеся запи­сывают ответы, а потом зачитывают вслух. Группа делится на 4 подгруппы (по сходству реакций), в которых эта ситуация "проигрывается": одному из членов группы предлагается побыть в роли "нарушителя очереди", а ос­тальные сообщают, как бы они поступили. "Нарушитель" делится своими впечатлениями. Ведущий подводит общий итог: "Какие реакции характер­ны? Какие чувства вызывают эти реакции у окружающих? Какие послед­ствия могут наступить?".
4.’’Свободный рисунок”
Цель - расширение образа ’’Я”, ориентация на процессы самоисследования и самоанализа.
Ведущий: "В течение 2-3 минут попробуйте осознать ощущения и чувства, которые возникают в этот момент. Возьмите карандаш и начните наносить какие-нибудь штрихи на бумаге, говорящие о том, как вы себя чувствуете. Забудьте об искусстве и не старайтесь быть художником, рисуйте то, что приходит в голову”.
Когда все члены группы закончили рисунки, они могут продемонстрировать свои работы и поделиться ощущениями и мыслями, возникшими в процессе выполнения задания. Рисунки никак не оцениваются.
5."Свободный стул”
Цель - закрепление в памяти имён участников группы.
Все садятся в круг. Один стул свободен. Ведущий произносит слова: "И хочу, чтобы это место занял..."
Ритуал прощания. Образовав круг и соединив руки в его центре, участники закрывают глаза и мысленно прощаются с группой.
Занятие 3

Цель – расширение образа «Я в глазах других», анализ мотивации обучения в данном учебном учреждении, ориентация на групповое взаимодействие.
Ритуал встречи
Рефлексия прошлого занятия
1."Мои соседи"
Цель  - создание доброжелательной атмосферы в группе, снятие эмоционального напряжения.
Все сидят в кругу. Ведущий стоит в центре. Он говорит: "Мне правят­ся все мои соседи, особенно те, у кого..." (белые носочки, у кого есть уши и т. д.). Участники с названными признаками, должны поменяться места­ми. Ведущий тоже занимает место в кругу, а тот, кому не хватило места, становится ведущим, и игра продолжается.
2.     "Зоопарк"
Цель - снятие эмоционального напряжения, повышение работоспособности членов группы.
Каждый член группы должен представить себя каким-либо животным, а затем в течение 5 минут все участники гуляют в воображаемых вольерах, стараясь подражать повадкам представляемых зверей.
 3.’'Скажи мне, кто твой друг”
Цель -  развитие умения понимать окружающих.
В течение 5 минут каждому члену группы предлагается составить «психологический портрет» наиболее близкого ему участника тренинга. Указывать на внешние признаки, по которым легко узнать, не разрешается. В портрете надо отразить не менее 10-12 черт характера, привычек, особенностей.
По окончании работы каждый зачитывает своё "произведение", а остальные пытаются определить, чей этот портрет.
После завершения упражнения участники по очереди говорят о своих ощущениях, что изменилось, что не понравилось и т. д.
4. ’’Построимся”
Цель - развитие навыков группового взаимодействия, выявление лидеров группы.
Все участники по команде тренера должны быстро построиться в шеренгу: по росту, по алфавиту, по цвету глаз и т. д.
Ритуал прощания
Все становятся в круг, руки скрещиваются, произносятся пожелания всего доброго.
Занятие 4
Цель - формирование групповой сплочённости, осознание личност­ного смысла совместной учебной и профессиональной деятельности, его соотнесения со своим представлением о личностном и профессиональном становлении.
Ритуал встречи
Цель - развитие чувствительности к невербальным средствам обще­ния, выработка умения сотрудничать.
Ведущий предлагает всем участникам представить, что он держит в руках какой-либо предмет (иголку, полный стакан воды и т. д.). Затем все по кругу передают воображаемый предмет.
Цель - выявление представлений учащихся о профессиональных стереотипах.
Участники рассаживаются по кручу и совместно определяют, какой профессиональный стереотип они будут обсуждать, например, столяра, резчика по дереву. Участники разбиваются на группы по 3-5 человек. Необходимо при обсуждении в микрогруппах выделить 3-5 наиболее харак­терных для этого стереотипа радостей. Желательно написать всё на лис­точке и определить человека, который сумел бы кратко рассказать о том, к чему пришла микрогруппа.
Представители групп выступают поочерёдно. Организуется неболь­шое обсуждение: кто-то задаёт уточняющие вопросы, кто-то высказывает своё мнение. Если окажется, что представления о счастье диаметрально противоположны, удивляться не следует. Общей дискуссией определяется, чьё представление о радостях данного стереотипа является наиболее пол­ным, правильным.
Можно предложить всей группе изобразить с помощью походки свой стереотип. Обычно игра проходит оживлённо и весело.
Цель - формирование умения принимать позицию другого человека, отработка навыков совместного принятия решения.
Одному из участников предлагается начать ’’механические" действия. Каждый присоединяется к действию по ходу упражнения, сопровождая свои действия звуками, имитирующими работу механизма. Так продолжа­ется, пока группа не составит один работающий механизм (машину). Спонтанно возникает чувство единения, "машина” может даже двигаться.
Цель - выявление уровня сплочённости группы.
На столе находится ватман. Все участники по очереди берут фломастеры. Совместными усилиями рисуют автопортрет группы. После окончания предлагается придумать название получившегося рисунка, затем происходит его представление, каждый высказывает своё мнение о нём.
Цель - выявление группового единства.
Участники тренинга образуют пары. Для каждой пары в круг ставится стул.  Один участник садится на стул, а другой становится за стулом. Тот, перед кем стоит пустой стул, - ведущий. Ведущий поворачивается к сидя­щим игрокам и одному из них подмигивает. Тот, кому подмигнули, должен перебежать к ведущему, а задача стоящего удержать свою пару. Через некоторое время пары меняются: стоящие садятся, а сидящие - встают за стулья.
Цель - развитие способности к прогнозированию выхода из различ­ных жизненных ситуаций.
Каждый участник на листочке пишет проблему, которая его волнует. Листочки перемешиваются, и все вытягивают наугад по листочку. После этого каждый рассказывает о написанной проблеме и объясняет, каким образом решил бы её.
Цель - создание позитивного эмоционального настроения.
Все сидят в кругу. Каждый участник кладет ладонь на лист бумаги, обрисовывает её, подписывает в уголке.
Листок передаётся по кругу, и каждый пишет на нём хозяину рисунка что-то положительное, обобщающее, добрые пожелания, акцентируя внимание только на хорошее. Все забирают эти листы с ободряющей инфор­мацией с собой.
В конце занятия предлагается анкета с вопросами:
1.     Что мне дало участие в тренинге?
2.     Какие изменения во мне произошли?
3.     Что можно использовать в жизни?
4 . Какую роль играл тренер?




Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Лабораторно-практическая работа №3 по учебному предмету "Оборудование швейного оборудования"

Лабораторно-практическая работа №2 по учебному предмету "Оборудование швейного производства2

Лабораторно-практическая работа №4 по учебному предмету "Оборудование швейного оборудования"