Тренинговое занятие: «Давайте познакомимся или я хочу рассказать о себе»

Тренинговое занятие:  «Давайте познакомимся или я хочу рассказать о себе»

Цель: создание благоприятного морально-психологического климата в группе.
Задачи:
·                   дать возможность учащимся получить опыт работы в атмосфере доверия, принятия, научить осознавать свои личные границы и уважать границы другого человека;
·                   помочь учащимся научиться замечать и выражать свои чувства, понимать, что другой человек тоже имеет право на чувства;
·                   отработать способы взаимодействия, позволяющие быть услышанным и понятым.

Упражнение 1. «Знакомство». «А теперь давайте познакомимся. Сейчас каждый по кругу назовет свое имя, то как он хотел чтобы его называли на тренинге (на «ты», или на «вы»; модификации имен, если в группе есть одинаковые имена, например, Ирина, Ирочка, Ира и.т.п.) и два качества характера плохое и хорошее в форме прилагательного на ту же букву, что и имя».
Упражнение 2. «Глаза в глаза». В обычной жизни люди довольствуются поверхностными, неглубокими контактами друг с другом, не пытаясь увидеть, что чувствует, переживает другой. Я хочу предложить вам сейчас в течении 3-5 минут смотреть в глаза другим, стараясь установить контакт с каждым членом группы.
Вопросы для обсуждения: «Какое чувство было? Почему?"
Принятие правил.
Для того чтобы наша работа была эффективной необходимо принять некоторые правила:
1. Физическая и психологическая закрытость группы.
Физическая закрытость - состав группы постоянный, никто новый в группу прийти не может и никто не может не приходить на занятие. Мы начинаем занятие только когда придут все участники. Если кто-то опаздывает, то мы все его ждем.
Психологическая закрытость означает, что то, что будет говорить каждый участник о себе, нельзя рассказывать за пределами этого круга. Мы можем говорить о тех идеях, которые возникли, но то, что говорит каждый о себе - нельзя.
Подумайте, сможете ли вы выполнить это правило? Пусть каждый ответит...
2. Правило искренности.
Если я что-то говорю в круг, то это то, что я чувствую, т.е. заведомая неправда исключена. Принимаете это правило?
3. Правило круга.
Мы слушаем каждого, кто говорит не перебивая. Если вы хотите что-то сказать, то говорите в круг.
4. «Здесь и теперь».
Предметом нашего обсуждения будут процессы, происходящие в группе в данный момент; переживает чувства; появляющиеся мысли.
5. Принцип Я. Все высказываются от своего имени (т.е. используем личные местоимения ед. числа «я чувствую», «мне кажется»...).
6. Активность. Упражнения подразумевают включение всех участников. В начале занятий могут быть проведены психогимнастические упражнения, которые позволяют создать такой уровень открытости, доверия, эмоциональной свободы, сплоченности в группе и такое состояние каждого участника, которые позволяли бы успешно работать, продвигаться вперед в содержательном плане. Кроме того, проведенные на этом этапе упражнения могут дать материал, обсуждение которого послужит «мостиком» для перехода к содержательным этапам работы тренингов ой группы.
Упражнение 3 “Поменяйтесь местами все те…”
Цель: развитие доверительной атмосферы между учащимися.
Задача: сплотить группу.
Участники сидят в кругу, где не хватает одного стула. Водящий находится в центре круга, даётся команда: “сейчас поменяются местами все те, у кого…”. Называется любой признак: цвет волос, одежда, день рождения и т. д. Нельзя меняться с соседом слева и справа. Водящий должен успеть сесть на освободившийся стул. Кто остался без места, тот и водит.
Вопросы для обсуждения: «Как вы себя чувствуете?» или «Как ваше настроение сейчас?»
Упражнение 4. Участники группы делятся на две подгруппы.
«Каждой подгруппе дается 7 минут на подготовку, во время которой она должна будет выбрать какое-либо чувство или эмоцию (эмоциональное состояние) и продумать, как его можно изобразить. Это может быть или скульптурное изображение, или невербальное действие. В изображении должны принимать участие все члены подгруппы. В то время как первая подгруппа показывает то, что она подготовила, вторая подгруппа отгадывает, какое чувство или эмоция изображены. Затем подгруппы меняются местами».
           Подгруппы готовятся в разных помещениях. После того как подготовка закончена, тренер предлагает одной из подгрупп изобразить то чувство или состояние, которое они выбрали, не называя его. Другая подгруппа смотрит. Потом ей дается одна минута на обсуждение и кто-то один высказывает мнение группы. После этого тренер обращается к подгруппе, которая демонстрировала его чувство или состояние с тем, чтобы они сказали, какое чувство или состояние они хотели изобразить. Затем подгруппы меняются ролями.
          Начиная обсуждение результатов выполнения этого упражнения, тренер ориентируется на то, допущены ли были участниками подгрупп ошибки и каков их характер. Как правило, ошибки, допускаемые в этом упражнении, связаны со следующими обстоятельствами: Участники не поняли изображение, которое предлагалось другой подгруппой; участники не нашли точного слова для обозначения изображенного чувства или состояния;
Участникам не удалось передать в своем изображении содержание эмоции или чувства. Если допущена ошибка, то в ходе обсуждения можно поговорить о том, с чем она связана. Часто причиной ошибок бывает несогласованность в работе подгруппы, неумение выслушать и услышать всех.
Упражнение 5 “Что Важно для дружбы?”
Цель: формирование новых отношений с окружающими людьми.
Задача: расширить свои представления о дружеских взаимоотношениях.
Проранжируйте в порядке значимости для Вас следующие высказывания. Что важно для дружбы:
Давать друг другу списывать контрольные работы и домашние задания.
Защищать друг друга от обидчиков.
Придумывать вместе интересные игры.
Уметь посочувствовать, поддержать, утешить.
Угощать друг друга сладостями.
Уметь сказать друг другу правду, даже если она не очень приятна.
Уметь уступать друг другу.
Часто ходить друг к другу в гости.
Говорить друг другу всегда только приятные слова.
Уметь делиться новостями.
Помогать друг другу.
Уметь слушать друг друга и понимать.
Уметь относиться терпимо к другим друзьям своего друга.
Не ссориться друг с другом по пустякам.
Искренне радоваться успехам друг друга.
Вопросы: - Как Вы думаете, почему очень часто от ребят можно услышать следующие фразы: “У меня нет настоящего друга”, “Не могу найти друзей”, “Мне сложно дружить” и так далее? Где человек может найти себе друзей? (Конечно, друзей можно найти где угодно. Но хотелось бы отметить, что лучшие друзья – это друзья детства, школы. В школе проще найти человека, с которым Вам будет интересно вместе, с которым у Вас будут общие планы, общие взгляды, общие интересы, общие проблемы и дела. Вам легче понять друг друга).
Как Вы думаете, есть ли возрастные ограничения дружбы? (Исследованиями и опросами установлено, что возрастных ограничений нет. Но всё же большинство людей придерживаются мнения, что друг должен быть одного возраста или на немного старше или младше Вас самих).
В заключение несколько полезных советов:
- Не будьте слишком критичны по отношению к окружающим Вас людям. Для установления отношений очень важно, какое Вы сами производите впечатление на окружающих людей. Люди всегда видят Вас такими, какими Вы себя преподносите.
- Чтобы у вас появились друзья нужно уметь общаться. Общение – это целое искусство! Общаться надо учиться. В этой связи, не будьте критичны, мнительны, угрюмы и подозрительны. Если вы всегда энергичны, в меру открыты, спокойны – вы привлекательны для окружающих.
- Держите себя так, ведите себя так, чтобы люди имели основание относиться к Вам с уважением, видели в Вас сильного и привлекательного человека. Старайтесь ни о ком не думать дурно. Устройте себе экзамен: постарайтесь неделю ни о ком не злословить и сплетничать ни вслух, ни про себя. Это довольно сложно! Но получается, что если мы сами ни о ком не думаем плохо, то и нам кажется, что о нас так же все думают только хорошее.
- Стройте своё отношение и общение с другими “на равных”, не задевайте того, что человеку дорого: его стиль одежды, его увлечения, его близких, его идеалы и ценности.
- Будьте осторожны с юмором. Самый опасный юмор тот, который направлен на другого человека. Если Вам дорого хорошее настроение своё и окружающих, то прежде чем пошутить, подумайте о последствиях.
- Что касается советов, то они редко учат, но часто злят. Поэтому тем, кто любит давать советы, хотелось бы сказать, что их нужно давать только тогда, когда вас об этом просят и только такие, за которые Вам будут благодарны.
- Будьте внимательны к окружающим, не забывайте здороваться, не забывайте поздравлять людей с праздниками, помните дни рождения окружающих вас людей.
И тогда вас тоже обязательно заметят, обязательно запомнят, будут дорожить Вашим общением, будут ценить и уважать. И у каждого из Вас будут настоящие друзья, постоянные друзья, которые помогут Вам в самых сложных жизненных ситуациях.
Упражнение 6 «Чемодан»: Каждому на спину крепится лист, у всех в руках ручки, все подходят друг к другу и пишут человеку его хорошие качества, с которыми он познакомился за это занятие.






Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Лабораторно-практическая работа №3 по учебному предмету "Оборудование швейного оборудования"

Лабораторно-практическая работа №2 по учебному предмету "Оборудование швейного производства2

Лабораторно-практическая работа №4 по учебному предмету "Оборудование швейного оборудования"