Методические рекомендации по использованию электронного учебника

Методические рекомендации по использованию электронного учебника
Электронный учебник по учебному предмету «Оборудование швейного производства» – современное средство обучения, способствующее росту эффективности образовательного процесса, за счет повышения индивидуализации и наглядности в обучении, оперативности проведения контроля результатов обучения, расширения образовательного пространства.
Структура электронного учебного издания соответствует структуре учебника, что выражено визуально (пользователь видит страницы печатного учебника, разбитые на электронные страницы).
Систематическое применение электронного учебника способствует формированию и развитию компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий, в том числе анализировать изображения, звуки и прочее.
Навигационная система электронного учебника помогает быстро найти необходимую информацию. Дополнительные тексты и интерактивные элементы электронного учебника дают возможность преподавателю учитывать индивидуальные особенности группы и использовать те материалы, которые, по его мнению, вызовут наибольший интерес учащихся. Электронный учебник позволяет преподавателю выбрать конкретный текстовый и визуальный материал, интерактивные задания, которые можно использовать как во время учебных занятий, так и во внеурочной деятельности учащихся.
Возможность пользоваться интерактивной системой электронного учебника с помощью персонального устройства в библиотеке (или в любом другом месте, оборудованном для доступа к персональным устройствам) поможет учащимся организовать самостоятельную работу по удобному для них маршруту, двигаясь по индивидуальной траектории обучения.
Важно отметить, что применение электронного учебника не отменяет традиционные средства для организации работы на уроке. Использование печатных учебных пособий, ведение записей в тетрадях и на доске целесообразно совмещать с применением современных информационно-коммуникационных технологий.
Для организации фронтальной работы на уроке электронное учебное издание можно использовать в режиме интерактивной доски или в режиме демонстрации (через проектор). При использовании электронного учебника на персональных устройствах учащихся можно организовать как фронтальную работу, так и индивидуальную работу.
Следует отметить, что электронным учебником учащиеся могут пользоваться не только в лицее, но и дома. Таким образом, электронный учебник может стать средством для организации самостоятельной работы учащихся вне стен лицея: домашние задания, самостоятельное изучение тем, необязательных для изучения или пропущенных по болезни.

Технология  поведения уроков с использованием электронного учебника

1. Электронный учебник используется при изучении нового материала и его закреплении (20 мин. работы за компьютером). Учащиеся сначала опрашиваются  по традиционной методике или с помощью печатных текстов. При переходе к изучению нового материала ученики парами садятся у компьютера, включают его и начинают работать под руководством и по плану учителя.
2. Электронная модель учебника может использоваться на этапе закрепления материала. На таком уроке новый материал изучается обычным способом, а при закреплении все учащиеся 5-7 мин. под руководством учителя работают с электронным учебником.
3. На уроках комбинированного типа с помощью электронного учебника осуществляется повторение и обобщение изученного материала (15-17мин.). Такой вариант предпочтительнее для уроков итогового повторения, когда по ходу урока требуется «пролистать» содержание нескольких тем, повторить наиболее важные разделы, определить причинно - следственные связи. На таком уровне учащиеся должны иметь возможность поработать сначала сообща (по ходу объяснения преподавателя), затем в парах (по заданию преподавателя), наконец, индивидуально (по очереди).
4. На отдельных уроках возможно самостоятельное  изучение нового материала. Тем самым происходит приобщение учащихся к исследовательской работе на уроке.
5. Электронный учебник используется как средство контроля усвоения учащимися понятий. Тогда электронный  учебник используется с целью мониторинга. Результаты тестирования учащихся по каждой теме фиксируются и обрабатываются компьютером. Данные мониторинга могут использоваться учащимися и преподавателем. Процент правильно решённых заданий даёт учащемуся представление о том, как он усвоил учебный материал, при этом он может посмотреть, какие вопросы  им усвоены не в полной мере, и впоследствии дорабатывать этот материал. Таким образом, учащийся в какой-то мере может управлять процессом обучения.
Факторы, которые необходимо учитывать при проектировании уроков с использованием электронного учебника
Во-первых, проводится детальный анализ электронного учебника с позиций принципа генерализации информации, прогнозируется эффективность использования данного электронного пособия при проведении различного рода занятий, определяется методика проведения урока, проектируются основные виды деятельности с данным ресурсом в учебном процессе.
Во-вторых, учитываются санитарные нормы работы учащихся за компьютером.
В-третьих, продумываются организационные формы урока, так как компьютерный класс располагает в среднем 10–12 компьютерами, в то время как число учащихся составляет 25 человек.
Схема организации урока с использованием электронного учебника
На первом этапе преподаватель проводит беседу, в процессе которой может вводить новые понятия, определять готовность учащихся к самостоятельной работе с электронными ресурсами. Если необходимо, преподаватель демонстрирует специфику работы с электронным учебником. Учащимся выдаются индивидуальные задания.
На втором этапе учащиеся начинают синхронное вхождение в работу с электронным ресурсом под руководством преподавателя, после чего приступают к самостоятельной работе. На данном этапе преподаватель становится наставником, организатором процесса исследования, поиска, переработки информации, консультантом учащихся.
Третий этап предполагает работу учащихся с различным дидактическим материалом (без компьютера). Можно предложить ребятам проблемную ситуацию или задачу, решение которых поможет достижению целей урока.
В зависимости от конкретного учебного занятия этапы могут быть ранжированы иначе. Например, на втором этапе может быть предложена система упражнений, обеспечивающая подготовку учащихся к работе с электронным учебником, сама работа с электронным ресурсом станет кульминацией урока.
Электронное средство обучения позволяют ученику, пропустившему тему, наверстать пропущенный материал самостоятельно.
Таким образом, электронный учебник - новый инструмент в работе преподавателя, позволяющий создавать более наглядные и информационно насыщенные уроки. Также необходимо помнить, что использование обучающих программ должно приводить к более эффективному достижению цели.



Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Лабораторно-практическая работа №3 по учебному предмету "Оборудование швейного оборудования"

Лабораторно-практическая работа №2 по учебному предмету "Оборудование швейного производства2

Лабораторно-практическая работа №4 по учебному предмету "Оборудование швейного оборудования"