Беседа "Золотые ключи общения"
БЕСЕДА «ОБЩЕНИЕ И ЕГО РОЛЬ В ЖИЗНИ
ЧЕЛОВЕКА»
«Золотые ключи общения»
Цель:
создание условий для формирования положительного стереотипа поведения, развития
коммуникативных умений и навыков в общении со сверстниками и взрослыми.
Задачи: развитие навыков конструктивного взаимодействия, снятие напряжения и формирование группового
сплочения, развитие навыков невербального общения, развитие навыков и умения
адекватного эмоционального реагирования, развитие умения высказываться и
принимать обратную связь в общении.
Материалы и оборудование: стулья, расставленные по кругу, визитки для
написания имени в форме звездочек, плакат для рефлексии в виде лестницы,
магнитофон.
Ход занятия
Приветствие.
Сообщение темы
занятия, цели и задач занятия.
Упражнение 1.
Цель: активация мыслительных процессов, создание в группе
атмосферы доверия и открытости.
Задача. Молодой человек нуждался в жилье на одну неделю. У
него не было денег, но была золотая цепь из семи звеньев. Хозяйка, бабушка,
согласилась предоставить ему жилье с условием, что он будет оплачивать каждый
день проживания. Каждый день по одному звену и все в порядке. Назовите
минимальное число распилов необходимо сделать для соблюдения условия?
Беседа о
необходимости общения, видах общения
Упражнение 2
Цель:
развитие навыков невербального общения. формирование
чувствительности к проявлению
разных эмоциональных состояний.
Невербальное
общение - общение при помощи жестов, мимики.
Давайте
потренируемся выражать разные чувства невербальным способом. Чувство радости,
обиды, восторга, удивления, несогласия, удовольствия, одобрения.
Упражнение 3
Цель: Актуализация знаний, информирование ребят об
установках при общении, развитие навыков невербального общения. Отработка
навыков чувствительности к состоянию другого.
Каждый из нас
уникален и неповторим. Мы все прошли индивидуальный путь развития. У нас была
особая семейная атмосфера со своими традициями воспитания. Мы все рождены для
того, чтобы добиться успеха и реализовать себя. В раннем детстве у каждого из
нас формируются базовые установки, которые проявляются в самооценке и в оценке
нами других. Тот, кто воспринимает себя позитивно, более успешен в общении.
Возможны четыре вида психологических установок на общение с окружающими:
1.
« Я о' кей» (у
меня все хорошо) - «ты о' кей» (у тебя все
хорошо. Эта
установка позволяет конструктивно
сотрудничать, ценить себя и других. При данной установке человек способен
решить все проблемы.
2.
« Я о' о' кей» (у меня все хорошо) - «ты не о' кей» (у тебя все плохо). Эта
установка характерна для тех, кто
не добрал внимания и ласки в детстве, кого обижали. Человек с такой установкой
перекладывает ответственность за свои трудности на других. У них затруднено
сотрудничество, т. к., по их мнению, все поступают не так.
3.
« Я о' не кей» (у меня все плохо) - «ты о' кей» (у тебя
все хорошо). Эта установка проистекает из мнения, что все выросли в хороших,
здоровых семьях, а мне не повезло. Личность испытывает бессилие по сравнению с
другими, избегает тесных контактов с окружающими либо нуждается в
симбиотической связи с сильными.
4.
« Я не о’ кей» (у меня все плохо) - «ты не о’ кей» (у
тебя все плохо). Эта установка близка к патологической. Вызывает чувство
безнадежности, потерю интереса к жизни. Люди с такой установкой легко
раздражаются, подвержены депрессиям и непредсказуемы.
Редко кто придерживается одной из установок. Как
правило, всегда имеется большая или меньшая доля каждой из них. Чаще всего
доминирует какая-то одна установка. Важно осознать, какая у вас доминирующая
установка, поверить в то, что ее можно изменить. Важно укрепить в себе
состояние «я о кей», что совсем не означает отсутствие всех проблем. Когда люди
попадают в сложные и неопределенные ситуации, они реагируют каким-то привычным
способом, который чаще всего используется в жизни.
Давайте проиграем установки при общении вербально и
подключим невербальные средства. Тема беседы «я купил новогодние подарки».
Постарайтесь выработать установку № 1. За работу!
Обсуждение упражнения. Какие виды установок для Вас
наиболее приемлемы? Какие труднее проигрывать?
Упражнение 4
Цель: смена вида деятельности, физкультурная пауза,
повышение сенситивности к групповым процессам, снятие напряжения и формирование
группового сплочения.
Представьте себя звездочками на небе, каждая звезда
может объединиться с другими в созвездие, используя какой-нибудь принцип. Я буду называть примету, по которой должно происходить
объединение или просто число звезд в созвездии, а вы слушайте и объединяйтесь.
Давайте подвигаемся под музыку.
•
создаем созвездие
из 5-ти звезд
•
созвездия
светловолосых и темноволосых
•
созвездия юбки и
брюки
•
кто когда
родился: зимою, весною, летом, осенью и т. д.
Упражнение 5
Цель: актуализация потребности в открытии через
эмоциональное представление и игровую ситуацию, развитие умений высказывания и
принятия обратной связи в общении (работа в диадах).
Ребята, сейчас явиться возможность стать загадкой друг
для друга, и выполнить строго индивидуальные задания. Пожалуйста, не делитесь
секретами ни с кем. Просто выполняйте задания (карточки в приложении).
Обсуждение.
Кому было приятно беседовать? Кому хотелось большего
внимания со стороны слушающего? Что кому мешало? Что нужно делать, когда с
тобой говорят? Давайте составим памятку «принципы отличного общения».
Рефлексия
Цель: развитие самопознания, отработка навыков рефлексии.
Давайте «
озвучим» свое состояние, предлагаю говорить только от своего имени. Начало
фразы: я думаю; я научился, я чувствую, я узнал, что...; мне не понравилось.
Приложение
Карточка 1
Исполнитель Л. Начните с вашим партнером разговор о чем-либо, что
интересно вам обоим и в знании чего вы уверены и сможете говорить об этом
достаточное время. Через минуту или, почувствовав, что сказано достаточно, поменяйтесь ролями с вашим
визави и начните снова
Карточка 1
Исполнитель Б. Когда ваш партнер начинает говорить, послушайте
минуту или две, затем начните ерзать, встаньте и пройдитесь по комнате. Если
ваш партнер замолчит, скажите: «Да-да, продолжайте!», при этом ведите себя по-
прежнему. Через минуту или когда сочтете, что хватит, поменяйтесь ролями и начинайте снова
Карточка 2.
Исполнитель Л. Начните с вашим партнером разговор о чем-либо, что
интересно вам обоим и в знании чего вы уверены и сможете говорить об этом
достаточное время. Через минуту или, почувствовав, что сказано достаточно, поменяйтесь ролями
с вашим визави и начните снова.
Карточка 2.
Исполнитель Б. Молчите, пока не заговорит ваш партнер, подбадривайте
при этом его всем своим видом. В процессе разговора поддерживайте беседу,
проявляя заинтересованность. Смотрите на него, улыбайтесь, кивайте, задавайте
вопросы и т.д., но не пытайтесь завладеть инициативой в беседе. Через минуту
или когда почувствуете, что сказано достаточно, поменяйтесь ролями и начинайте снова.
Карточка 3
Исполнитель Л. Начните с вашим партнером разговор о чем-либо, что
интересно вам обоим и в знании чего вы уверены и сможете говорить об этом
достаточное время. Через минуту или, почувствовав, что сказано достаточно, поменяйтесь ролями с вашими визави и
начните снова.
Карточка 3
Исполнитель Б. Когда ваш партнер заведет вами разговор, посмотрите
на него с выражением типа: «Ну-ну, посмотрим, что интересного ты можешь
сказать». Продолжайте молча его разглядывать. Через минуту или когда
почувствуете, что хватит поменяйтесь с партнером ролями и начинайте снова.
Карточка 4
Исполнитель Л. Начните с вашим партнером разговор о чем-либо, что
интересно вам обоим и в знании чего вы уверены и сможете говорить об этом достаточное время. Через минуту или,
почувствовав, что сказано достаточно,
поменяйтесь ролями с вашим
визави и начните снова.
Карточка 4
Исполнитель Б. Когда ваш партнер начинает говорить, послушайте
минуту или две, затем начните ерзать, менять ноги, положенные одна на другую,
смотреть на часы, озираться по сторонам и т.д. Если ваш партнер замолчит,
скажите: «Да-да, продолжайте!», при этом ведите себя по-прежнему. Через минуту
или когда сочтете, что хватит, поменяйтесь ролями и начинайте снова
Карточка 5
Исполнитель А. Начните с вашим партнером разговор о чем-либо, что
интересно вам обоим и в знании чего вы уверены и сможете говорить об этом
достаточное время. Через минуту или, почувствовав, что сказано достаточно, поменяйтесь ролями с вашим
визави и начните снова.
Карточка 5
Исполнитель Б. Дождитесь, когда ваш партнер начнет говорить, после
чего выразите свое молчаливое несогласие со сказанным посредством жестов или
соответствующим выражением лица. Если партнер замолчит, скажите что-нибудь
вроде: «Ну-ну, продолжайте!», но не меняйте своего поведения. Через минуту или
когда решите, что хватит, поменяйтесь ролями и начните снова. Карточка 6
Исполнитель А. Говорите партнеру о чем-либо, представляющем для вас
интерес, но не смотрите на него. Вы можете смотреть на что угодно - осматривать
комнату, например, или опустить глаза. Через минуту или когда сочтете, что достаточно, поменяйтесь ролями и
начинайте снова.
Карточка 6
Исполнитель Б. Когда ваш партнер начинает беседу, отвечайте как
можно более ободряющим тоном. Попытайтесь придерживаться темы, предложенной
партнером. Задайте вопросы, проясняйте суть и т.д. Через минуту, или когда
решите, что сказано достаточно, поменяйтесь ролями и начинайте снова.
1
|
«
|
я
|
о’ кей -
|
|
|
|
|
ты о’ кей
|
|
2
|
«
|
я
|
о’ кей -
|
|
|
|
|
ты не о’ кей
|
|
3
|
«
|
я
|
не о’ кей
|
—
|
|
|
|
ты о’ кей
|
|
4
|
«
|
я
|
не о’ кей
|
—
|
|
|
|
ты не о’ кей
|
|
Литература
1.
Психология
современного подростка/Под редакцией проф. Л.А. Регуш.- Спб.: Речь,2005.-400с.
2.
Одинцова М.А.
Достичь успеха: Коррекционная программа развития личности детей младшего и
среднего школьного возраста/ М.А. Одинцова- Мозырь: ООО ИД «Белый Ветер», 2002.-60с.
Комментарии
Отправить комментарий