Час общения "семья - колыбель личности"
УО « Мозырский государственный профессиональный
лицей геологии»
Преподаватель:
Бохонко
Н.П.
Час общения: "Семья ‒ колыбель личности"
Коли семья вместе, то и душа на месте.
Русская пословица.
Цели:
·
Расширить
знания о семье как социальной единице.
·
Заставить
учащихся задуматься о семейных ценностях, настоящих и мнимых.
·
Воспитывать
уважение, любовь к своим близким.
·
Подготовить учащихся
к созданию будущей семьи.
Мотивация:
Как известно, семья – начало всех начал. В кругу
родных и близких ребенок произносит первое слово, делает первые шаги. Младший
школьник еще тесно связан с домом, семьей. Но как только ребенок взрослеет, мир
его расширяется: школа, друзья, спортивная секция, клуб. Старшеклассник уже не
чувствует той тесной кровной связи с семьей, какая была прежде. Зачастую он
смотрит на дом как на помещение, в котором его накормят, оденут, дадут ночлег.
Мы, учителя, часто слышим от родителей старшеклассников: он живет своей жизнью,
мы ему не нужны, помогите наладить контакт с сыном. Вот поэтому назрела
необходимость поговорить с ребятами о главной ценности в их жизни, которую они
еще не осознают,– семье.
Оборудование: выставка книг, семейные
фотографии.
Понятия: семья, функции семьи, семейные
роли, ценность семьи
Ход беседы
1. Вступительное
слово
Да, так уж
устроено у людей,
Хотите вы этого, не хотите ли,
Но только родители любят детей
Чуть больше, чем дети родителей.
И все же – не стоит детей корить,
Ведь им не всегда щебетать на ветках.
Когда-то им малышей растить,
Все предчувствовать и пережить,
И побывать и в «стариках» и в «предках».
Хотите вы этого, не хотите ли,
Но только родители любят детей
Чуть больше, чем дети родителей.
И все же – не стоит детей корить,
Ведь им не всегда щебетать на ветках.
Когда-то им малышей растить,
Все предчувствовать и пережить,
И побывать и в «стариках» и в «предках».
Э.Асадов.
– Да, рано
или поздно, в зрелом возрасте и не очень, с одобрения родителей или без него,
люди создают семью. Какой она будет: счастливой или не очень, шумной или нет,
богатой или бедной, участливой или безучастной,– покажет время. Сегодня мы
поговорим о том, какой должна быть семья, чтобы человек был счастлив.
2.
Историческая справка
Семья возникла еще во времена неолита. Конечно, она
была мало похожа на современную, но человечество к этому времени уже «осело» на
одном месте, и у него появился дом. Каждая цивилизация вносила свои коррективы
в понятие «семья». В Древней Греции и Древнем Риме семья была моногамна.
Государство регулировало семейные отношения (бракосочетание, развод, рождение
детей). Кстати, многие семейные ритуалы, известные нам сегодня, берут начало в
древности. Так, спартанский жених должен был украсть невесту. В Древнем Риме
семьи часто устраивали семейные обеды, когда за большим столом собиралась вся
фамилия: отец, мать, их дети и их семьи. На Руси семью издавна берегли и
почитали. Семейное воспитание корнями уходит в христианство. В «Поучении
Владимира Мономаха» говорится: «Старых чти как отца и мать, а молодых как
братьев».
3.
Филологическая справка
– Слово
«семья» восходит к корню «сем», имеющему отношение к семени и продолжению рода,
то есть рождению и воспитанию детей, которое традиционно считается основным
предназначением семьи. Латинское слово «фамилия» – «общее имя для членов
семьи». Семья бывает:
·
Полная (2 родителя)
·
Неполная (1
родитель)
·
Простая
(одно поколение)
·
Сложная
(несколько поколений)
·
Моногамная
(2 партнера)
·
Полигамная
(несколько партнеров)
·
Авторитарная
(господство одного из супругов)
·
Эгалитарная
(равенство супругов)
Задания:
–
Подберите рифмы: семья –друзья –моя –родня…
– Вспомните семьи из истории и литературы (2 команды: кто больше)
– Вспомните семьи из истории и литературы (2 команды: кто больше)
4. А какие ассоциации у вас
вызывает слово «семья»?
(по цепочке
– одно – два слова). Вот примеры: любовь, забота, уважение,
взаимопонимание, взаимопомощь, единое целое, мир, покой, тепло, очаг,
своя история, дом, род, династия. Все эти слова можно выписывать на доске.
5. Какова
ваша семья?
6. Как
складываются отношение в вашей семье
Создать семью нелегко, а сохранить – еще труднее.
Конфликты неизбежны. Как их нужно разрешать? Назовите основные трудности, с
которыми сталкивается человек, играющий ту или иную роль
7. Работа в
парах
Выработайте правила общения между людьми,
играющими данные семейные роли: «ребенок – родитель», «муж – жена», «бабушки,
дедушки – внуки», «старший – младший».
Перечислите
наиболее важные, на ваш взгляд, функции семьи (не более 5). Например,
воспроизводство населения, воспитательная функция, хозяйственно-бытовая…
8. Конкурс
«Угадай пословицу»
– А теперь
обратимся к народной мудрости.
Ребята зачитывают
заготовленные дома пословицы. (одна группа инсценирует, а вторая – угадывает
пословицу).
9.– Итак, взаимоотношения в семье
непросты. Вы побывали и в роли ребенка, и в роли родителя. Чтобы в семье
царили мир и согласие, нужно соблюдать законы семьи
Законы
семьи:
·
Уважение к
каждому члену семьи
·
Помощь друг
другу, взаимопонимание
·
Любовь
– Законы
должны устраивать каждого, а не ущемлять права отдельных ее членов.
10. Заповеди
семьи:
·
Храни честь
семьи
·
Дари близким
радость
·
Будь
внимательным и чутким к своим близким
·
«Понимание –
начало согласия» (Спиноза)
11.
Родословное древо моей семьи
Учащиеся
рассказывают о своей семье, комментируют изображенное древо. Главное в этом
задании: что нового я узнал о своей семье?
12.– Семья – это маленькое государство.
А у государства должен быть герб.
Учащиеся
делятся на 4 команды и в течение 5-7 минут рисуют герб семьи с учетом всех
знаний, полученных на уроке.
Учащийся:
Что может
быть семьи дороже?
Теплом встречает отчий дом,
Здесь ждут тебя всегда с любовью
И провожают в путь с добром!
Отец и мать, и дети дружно
Сидят за праздничным столом,
И вместе им совсем не скучно,
А интересно вчетвером.
Малыш для старших как любимец,
Родители – во всем мудрей,
Любимый папа – друг, кормилец,
А мама ближе всех, родней.
Любите и цените счастье!
Оно рождается в семье,
Что может быть ее дороже
На этой ласковой земле!
Теплом встречает отчий дом,
Здесь ждут тебя всегда с любовью
И провожают в путь с добром!
Отец и мать, и дети дружно
Сидят за праздничным столом,
И вместе им совсем не скучно,
А интересно вчетвером.
Малыш для старших как любимец,
Родители – во всем мудрей,
Любимый папа – друг, кормилец,
А мама ближе всех, родней.
Любите и цените счастье!
Оно рождается в семье,
Что может быть ее дороже
На этой ласковой земле!
13.
Рефлексия
– Прикрепите
сердечки рядом с теми понятиями, которые вам ближе всего:
·
Семья – это
самое главное в жизни человека.
·
Семья – это
дом, крепость, тыл.
·
Семья – это
союз единомышленников и близких людей.
·
Семья – это
моя гордость.
Комментарии
Отправить комментарий