Воспитание культуры самопознания и саморегуляции личности
мм
Воспитание культуры самопознания
и саморегуляции личности, направленное на формирование у обучающегося
потребности в саморазвитии и социальном взаимодействии, психологической
культуры
Психологическая культура личности
– составная часть базовой культуры личности, позволяющая ей эффективно
самоопределяться и реализовываться в социуме. Содержание
воспитательной работы по формированию психологической культуры личности
направлено на развитие творческого потенциала и ресурсных возможностей
личности; формирование умений и навыков эффективной адаптации к
изменяющимся условиям жизнедеятельности; повышение психологической
компетентности, развитие коммуникативных способностей; коррекцию личностного
развития и поведения. Стимулирование процессов самопознания и
самосовершенствования, стремления к самореализации. Формирование
психологической культуры основано на гуманистических отношениях между
субъектами воспитания, личностном опыте обучающегося. Условия воспитания психологической культуры личности:
- создание творческой среды, способствующей развитию личности на основе
значимых интересов;
- переживание ситуации успеха;
- наличие атмосферы безопасности,
доверия, принятия и эмоциональной поддержки;
- создаваемый и переживаемый
совместно с педагогом опыт осознания себя, своих отношений с другими,
перспектив собственного роста.
Учет возрастных особенностей в процессе воспитания психологической культуры
личности
Обучающиеся на I ступени общего
среднего образования.
Расширение сферы представлений о
себе, как о личности; поведенческая и коммуникативная рефлексия; формирование
системы межличностных отношений; интерес к внутреннему миру человека (в том
числе к собственному).
Обучающиеся на II ступени общего
среднего образования.
Пополнение психологических знаний, психологического опыта; развитие чувства
сопричастности к коллективу и социальным ценностям; приобретение опыта
творческой деятельности, самопознания и самовоспитания. Обучающиеся на III ступени общего среднего
образования, в учреждениях, обеспечивающих получение
профессионально-технического и среднего специального образования. Освоение базовых компонентов
психологической культуры; становление нравственного самосознания; актуализация
творческих ресурсов. Освоение психологических основ профессиональных
взаимоотношений. Обучающиеся в учреждениях,
обеспечивающих получение высшего образования. Организация
оценочной и рефлексивной деятельности. Формирование навыков и умений
эффективной адаптации к перемене условий существования; совершенствование
коммуникативных способностей. Самоорганизация жизнедеятельности. Формирование
личностной системы ориентиров. Дифференцирование профессиональных намерений.
Самосоврешенствование – это
внутренне мотивированная самостоятельная деятельность личности, направленная на
самоопределение в системе жизненных ценностей и целей, наращивание позитивных и
подавление негативных личностных качеств, обусловленная потребностью в
самоутверждении, творчестве, обретении авторитета, осознания своей социальной
значимости.
Содержание воспитательной работы
по формированию потребности в саморазвитии и самосовершенствовании личности заключается
в воспитании у обучающихся навыков самоисследования, разработки программ
самосовершенствования и проектирования своего будущего; в воспитании
потребности к самотворчеству как значимой деятельности; в обогащении
представлений обучающегося о качествах, составляющих личное достоинство
человека (доброй воле, трудолюбии, гражданской ответственности, порядочности и
др.).
Условия воспитания потребности в саморазвитии и самосовершенствовании личности
- участие обучающихся в
общественной и социально значимой деятельности, мотивация к
самосовершенствованию;
- систематическая работа с
обучающимися по расширению представлений о себе, формированию адекватной оценки
себя и других, обучение проектированию целей и средств достижения образа
желаемого будущего.
Учет возрастных особенностей в процессе формирования потребности в
саморазвитии и самосовершенствовании личности
Обучающиеся на I ступени общего
среднего образования. Формирование
самооценки и уровня притязаний. Возникает осознанное отношение к себе, к
окружающим людям, событиям. Формируются мотивы достижения успехов и избегания
неудач. Образцом для подражания становится взрослый из ближайшего окружения
обучающегося.
Обучающиеся на II ступени общего
среднего образования.
Возникновение новых мотивов
учения, повышение познавательной и творческой активности. Формирование системы
личностных ценностей. Главными мотивами личностного роста становятся
самопознание, самовыражение и самоутверждение. Формируется отношение к себе как
к личности, способной к саморазвитию и самосовершенствованию.
Обучающиеся на III ступени общего
среднего образования, в учреждениях, обеспечивающих получение
профессионально-технического и среднего специального образования.
Расширяется опыт
самоисследования, вырабатываются методы и приемы самосовершенствования.
Происходит становление мировоззрения. Возникновение личностных эмоциональных
отношений между девушками и юношами.
Осознание своего назначения и
места в жизни, своих особенностей и возможностей. Проявление внутренней позиции
взрослого. Расширение системы ценностей. Профессиональное и личностное
самоопределение. Реализация в профессиональной, социальной и семейной сфере.
Социальное взаимодействие –
процесс воздействия друг на друга субъектов социального мира, в результате
которого формируются общественные и межличностные отношения, обеспечивается
организация жизнедеятельности социума, осуществляется взаимный обмен
информацией, чувствами, реализуется совместная деятельность. Социальное
взаимодействие затрагивает мотивационную, познавательную и поведенческую сферы
личности, обеспечивая тем самым ее полноценное развитие.
Содержание воспитательной работы
по формированию культуры социального взаимодействия состоит в развитии у
обучающегося навыков взаимодействия в микросоциальной (семья, школьный класс,
учебная группа, педагоги, объединение по интересам, дружеская компания) и
макросоциальной среде (учебное заведение и его социокультурное пространство,
общество, поликультурный мир).
Условия воспитания культуры
социального взаимодействия:
знание и учет
индивидуально-психологических особенностей личности, ее социальных ожиданий и
ориентаций; закономерностей жизнедеятельности в социуме;
включение обучающихся в
содержательную деятельность в сфере социального взаимодействия.
систематический мониторинг процесса
становления личности, анализ позиции обучающегося в сфере социального
взаимодействия;
поддержка активной социально
значимой позиции обучающегося.
Учет возрастных особенностей в
процессе формирования культуры социального взаимодействия.
Происходит усвоение элементарных
норм, форм и правил культурного поведения, овладение системой социальных ролей
в процессе игровой и учебной деятельности.
Обучающиеся на II ступени общего
среднего образования.
Усвоение жизненных целей и
ценностей, ролевых форм поведения через общение со сверстниками, значительное
влияние оказывает молодежная субкультура. Социальное взаимодействие направлено
на получение признания в процессе учебной и досуговой деятельности. Обучающиеся
на III ступени общего среднего образования, в учреждениях, обеспечивающих
получение профессионально-технического и среднего специального образования.
Завершение формирования системы
социальных установок. Реализация потребностей в самовыражении и социальном
признании.
Обучающиеся в учреждениях,
обеспечивающих получение высшего образования.
Стремление к самореализации и
получению одобрения в значимых сферах жизнедеятельности.
Комментарии
Отправить комментарий